1 Форум
Группа Коммуникаций и Партнерства
Искусствовед Анна Гор предложила «перекодировать» территорию крепости к 1000-летию города

Брест на карте современного искусства


Искусствовед Анна Гор предложила «перекодировать» территорию крепости к 1000-летию города

 

 

Опытом создания центра современного искусства в исторической среде поделились с культурным сообществом Бреста россияне. 26 марта в конференц-зале отеля «Эрмитаж» состоялся круглый стол на тему «Как меняется жизнь региона с появлением в нем центра современного искусства?». Он проходил в рамках публичной программы проекта «Брест 2019» с участием музейных работников, студентов и преподавателей БрГТУ, творческих коллективов. Тон обсуждению задавала Анна Гор - искусствовед, директор Приволжского филиала Государственного центра современного искусства в Нижнем Новгороде, в 2000-2006 годах - руководитель программы «Культурная столица Поволжья», член Международной ассоциации художественных критиков (AICA, Париж).

По мнению искусствоведа, у Бреста и Нижнего Новгорода много общего. Во-первых, это очень насыщенная история и глубина культурного слоя. Хотя по необычному накалу и эмоциональному восприятию истории от глубокой древности до ХХ века Брест трудно сравнивать с другими городами. И это дает ему преимущество: Брестскую крепость можно «перекодировать» на европейской карте из исключительно музейно-исторического объекта в развивающийся центр современной культуры (при сохранении исторической составляющей).

 

В Нижнем Новгороде эту безусловно амбициозную идею удалось воплотить в течение 20 лет - с 1992 по 2012 годы. Там Приволжский филиал Государственного центра современного искусства создан на базе исторической постройки - Арсенала, который является «ровесником» Брестской крепости. 20 лет назад он представлял собой закрытый военный объект на территории Нижегородского кремля, вычеркнутый из культурного пространства.

«В то время, - рассказывает Анна Гор, - в нашем городе было мало художников, понимающих, что такое современное искусство, и включенных в международные контексты. Интеллектуальным катализатором процесса стали активисты общественного объединения «Центр современного искусства "Кариатида"». Мы четко сформулировали для себя задачу: Арсенал - это место художественных коммуникаций для развития человека и территории.

Строительные работы по реконструкции Арсенала велись параллельно с активной культурной деятельностью. Спектакли, выставки организовывались в любых пространствах - в городских зданиях, в вагончиках, на территории нижегородской ярмарки, в культурную площадку превращался старый двор.

Позже часть проектов переместилась в отреставрированные помещения Арсенала. Забетонированный подвал стал местом для видеоинсталляции. Так воплощалась установка: современное творчество не знает границ!

Теперь Арсенал - один из центров современного искусства России и место притяжения художников разных стран. Здесь проходит активная выставочная деятельность, реализуется семейная программа «А + семья». Нижегородцы знакомятся с творчеством французских режиссеров и современной японской оперой.


Нижегородский Арсенал. Фото из архивов Государственного центра современного искусства.

 

 

 

 

 Дополнением к разговору за круглым столом стал показ фильма «Documenta 13», посвященного одной из самых значимых выставок современного искусства, которые раз в пять лет захватывают на 100 дней небольшой немецкий город Кассель. Documenta была придумана в начале 1950-х годов в полуразрушенном немецком городе профессором и искусствоведом Арнольдом Бодэ. Теперь художники стоят в очереди, чтобы быть приглашенными в Кассель.

 

Видимо, по замыслу организаторов круглого стола (куратор - Инна Прилежаева, директор по проектам Ассоциации менеджеров культуры), этот фильм должен вдохновить брестчан на креативные идеи. В самом деле, чем мы хуже Касселя?.. Разве что у нас нет своего Арнольда Бодэ.


Ирина Прилежаева и Анна Гор.

Что думает по этому поводу искусствовед и практик Анна Гор?

- Мы не случайно стали показывать фильм «Documenta 13», - говорит она. - У Бреста такая фантастически трудная история - драматическая и даже трагическая. Во все века он оказывался «между»: между народами, странами, правителями, историями, режимами. Но ведь это обстоятельство можно обратить и себе на пользу. Если удастся это сделать - трагическая история останется всего лишь историей, но она перекодирует смысл этого места для новых поколений.

- А с чего стоит начинать?..

- На мой взгляд, в первую очередь надо поискать партнеров. В партнерах иногда можно найти ресурс, который дороже денег. Важно правильно выстроить партнерские отношения с польскими, украинскими, российскими коллегами. И во-вторых, надо собрать на месте команду, которая не боялась бы этих открытых форматов и не держалась своим узким кружком в противовес потенциальным партнерам.
Версия для печати Антонина Хокимова

 

04.04.2013 14:33
вернуться к списку тем
перейти
Перейти:
Архив
Посольская книга по связям России с Польшей (1575–1576 гг.) / Сост. М.В. Соболев. – М.; Варшава: Древлехранилище, 2004. – 161 с. (Памятники истории Восточной Европы = Monumena...
Фотографии